Антипиратские мероприятия в кинотеатрах

Пиратство в кинотеатрах - серьезная головная боль для кинопроизводителей и кинопрокатчиков. И те, и другие теряют огромные деньги из-за, казалось бы, невинных детских шалостей. Уже много лет я занимаюсь организациями мероприятий по противодействию пиратству в кинотеатрах. За это время мной организовано более семидесяти успешных антипиратских мероприятий по защите фильмов следующих кинокомпаний: «Warner», «Disney», «Universal», «Paramount», «Twentieth Century Fox», «Sony» «Columbia» и др. в различных кинотеатрах городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Саратова, Челябинска, Ульяновска, Перми, Стерлитамака, Ставрополя, Новороссийска, Оренбурга. Каждое мероприятие по своему уникально: разные города, разные кинотеатры, разные люди! Некоторые из проведенных мероприятий особенно интересны и масштабны. Например, в одном из последних было задействовано 184 сотрудника безопасности (в различных регионах).

Методические рекомендации по защите кинотеатра

В процессе организации антипиратских мероприятий определились основные необходимые действия, выполнение которых является обязательным для его участников, причем как для заказчиков, так и для непосредственных исполнителей. В «Методических рекомендациях о проведении антипиратских мероприятий в кинотеатрах» (смотри ниже) я постарался последовательно и доступно разъяснить процедуру их выполнений. Методические рекомендации предназначены для мероприятий с участием специально обученных сотрудников безопасности и администрации кинотеатров.

В случае необходимости получения консультаций или проведения обучающих семинаров для администрации кинотеатров и сотрудников служб безопасности просьба воспользоваться контактным интерфейсов сайта.

автор Абрамов О.В.

любое использование материалов разрешается только с разрешения автора

 Настоящие методические рекомендации разъясняют вопросы, связанные с защитой авторских прав при кинотеатральных показах, а также определяют порядок действий руководителей кинотеатров, сотрудников служб безопасности кинотеатров, администраторов, контролеров при осуществлении наблюдения зрительных залов с целью предотвращения незаконной (фото; видео; аудио) записи транслируемых фильмов. 

Информирование зрителей

 Обязательной для каждого кинотеатра мерой по защите фильмов от несанкционированной записи является своевременное информирование зрителей о запрете фото-видеосъемки и ответственности за это. В местах общего пользования (фойе кинотеатра, предкассовая зона, при входе в кинозал, в кинозале и т.д.) необходимо, на видном месте, разместить информацию для зрителей о запрете любых попыток копирований фильмов, включая ссылки на нормы действующего законодательства, регулирующие защиту авторских прав.

Информирование зрителей о запрете фото-видео съемки в кинотеатрах и ответственности за это, также должно осуществляться непосредственно перед началом показа фильмов с использованием «антипиратских» аудио и видео роликов. При этом в случае выявления факта записи, такое информирование будет являться доказательством вины лица, осуществившего незаконную съемку. Иными словами, «лицо знало о запрете видеосъемки, но вопреки установленному руководством кинотеатра запрету, осуществляло незаконную видеозапись». Кроме того, пропаганда «антипиратства» будет способствовать формированию у молодого поколения общества уважения к трудам авторов и соблюдению норм законодательства регулирующих защиту авторских прав.

Мероприятия по охране

 Несмотря на наличие в кинотеатрах сотрудников безопасности, отвечающих за проведение «антипиратских» мероприятий, мировым первоисточником всех «пиратских» кинокопий, регулярно появляющихся в сети Итнернет, являются именно кинотеатры. В большинстве случаев, это происходит из-за несбалансированного распределения ресурсов служб безопасности. По результатам многочисленных проверок, проводимых в различных российских кинотеатрах установлено, что основные силы охраны задействованы на выставление постов в предкассовых зонах, кафе, барах и иных развлекательных зонах кинотеатральных комплексов. Проведению же антипиратских мер, уделяется минимальное значение, часто такие мероприятия проводятся неполноценно, фиктивно, с участием неподготовленных сотрудников охраны. Поэтому правильное распределение постов охраны является ключевым пунктом при организации проведения антипиратских мероприятий в кинотеатрах.

Как правило, первые уикенды кинопроката фильма являются наиболее важными для правообладателей и кинотеатров. Интерес зрителей к фильму и сумма кассовых сборов за него в это время максимальны, поэтому очень важно предотвратить появление пиратской копии именно в данный период. Для этого необходимо сформировать наиболее возможное количество постов из наиболее ответственных сотрудников. Все охранники должны быть одеты в специальную униформу, как правило, это головной убор, рубашка, брюки, ботинки, обязательное наличие нагрудного бейджика. Допускается использование радиостанций с портативными бесшумными гарнитурами. Посты охраны выставляются строго в каждом кинозале и на каждом сеансе. При этом следует учитывать размеры и формы кинозала, количество зрителей (заполненность зала), освещение зала, яркость изображения фильма, наличие установленных в зале видеокамер, использование приборов ночного видения сотрудниками и т.д.

 Сотрудники безопасности обязаны до начала захода зрителей в кинозал занять удобные для работы места. Не менее двух сотрудников осуществляют наблюдение за входящими в зал зрителями. Необходимо внимательно и демонстративно осматривать каждого входящего зрителя, обращая особое внимание на одежду, сумки, пакеты и прочие средства, облегчающие маскировку записывающей аппаратуры. При подозрении, вежливо просить показать соответствующий интересующий предмет. При этом остальные входящие зрители должны видеть демонстративные действия сотрудников безопасности. Другие сотрудники охраны равномерно распределяются по кинозалу и осуществляют наблюдение за зрителями, занявшими свои посадочные места.

 Можно сказать, что данный период времени особо важен и для «пиратов», и для сотрудников охраны. «Пиратам» необходимо подготовиться к видеозаписи, настроить и замаскировать видеоаппаратуру. Настройка на экран осуществляется непосредственно перед сеансом либо в первые минуты показа рекламных роликов. В большинстве случаев кинозал в это время остается наиболее освещенным и подготовительные действия «пиратов» хорошо заметны. В этот промежуток времени охранникам рекомендуется использовать низкократные модели биноклей (типа театральные).

 После начала показа фильма сотрудникам охраны, учитывая расположение проходов и размеры кинозала, необходимо занять наиболее удобные позиции для его визуального осмотра. Наблюдение производить непрерывно в течение всего киносеанса перемещаясь при этом по всему периметру кинозала. При этом, всем задействованным охранникам рекомендуется использовать приборы ночного видения, а в моменты светлого изображения фильма обычные низкократные бинокли. При осуществлении наблюдения и перемещении по залу, быть вежливым и корректным, не допускать конфликтных ситуаций. В случае их возникновения, не отвлекаясь на сложившиеся обстоятельства, необходимо срочно вызвать старшего смены или сотрудника администрации кинотеатра.

 Во время проведения охранных работ необходимо учитывать количество зрителей и их расположение в кинозале. «Пираты» часто занимают места в центральной или задней части кинозала, в начале проходов, или в других местах, где обзор экрана наиболее открыт. Маловероятно, что ими будет использован первый ряд и боковые места. Кроме этого «пиратов» могут сопровождать сообщники, которые, как правило, размещаются вокруг записывающего «основного пирата», тем самым дают ему возможность незаметно для охранника замаскировать записывающее устройство и осуществлять запись. Сообщники могут занимать боковые или задние места, действуя в качестве прикрытия и наблюдая за сотрудниками охраны.

 Особо необходимо отметить виды записывающих устройств и их маскировки. Это могут быть и штатные мини видеокамеры и мобильные телефоны. И те, и другие хорошо маскируются и используются «пиратами». Однако, для полноценной съемки фильма все они во время записи должны находиться в зафиксированном, неподвижном положении. Из чего следует, что записывающие устройства вероятнее всего будут закреплены на креслах и подлокотниках и вряд ли на самом «пирате» или его одежде.

Примеры из практики задержанных «пиратов»:

Пиратские видеокамеры в кинотеатре

- Штатная видеокамера устанавливалась на межкресельный подлокотник. (Рис.1,2)

Пиратская-камера

- Мини видеокамера пряталась в стакане из под «кока-колы» с заранее прорезанным отверстием для объектива. После чего стакан ставился в подстаканник, расположенный на межкресельном подлокотнике. (Рис.3)

Камера-барсетка

- Тот же вариант с использованием сумки-барсетки. (Рис.4)

Съемка-телефоном

- Мобильный телефон крепился на резиновый пояс к спинке впереди стоящего кресла. (Рис. 5)

Телефон-растяжка

Внизу-подлоктоника

Между-кресел

- Мобильный телефон крепился (подвешивался) на резиновый пояс между подлокотниками кресел. (Рис. 6,7,8)

 При проведении «антипиратских» мероприятий необходимо учитывать статус и полномочия сотрудников охраны. Как правило, в мероприятиях участвуют сотрудники безопасности данного кинотеатра, либо привлекаются посторонние охранные подразделения. Выполнение их служебных обязанностей, обычно регламентируется должностной инструкцией. Поручение им задач, не входящих в инструкцию, может расцениваться как превышение их служебных полномочий с последующим привлечением их к ответственности. Основная задача, ставящаяся перед охранником – это вовремя выявить факт незаконной видеосъемки, тем самым предотвратить нарушение авторских прав правообладателя. Проведение иных действий, в том числе вызов сотрудников полиции, задержание подозреваемых, обыск и изъятие их личных вещей, допросы и т.д. должны осуществляться уполномоченными на то лицами.

 В случае выявления охранником факта нелегальной съемки, предлагается два варианта его дальнейших действий:

 а) сотрудник охраны, не привлекая внимания, сообщает дежурному администратору кинотеатра и старшему смены службы безопасности о предполагаемом нарушении. После чего продолжает скрытое наблюдение, стараясь определить количество нарушителей, возможность уничтожения ими отснятого материала или передачи его сообщникам. Дежурный администратор незамедлительно должен сообщить о выявленном факте незаконной видеосъемки в полицию, потребовав прибытия наряда для задержания подозреваемого в нарушении авторских прав. До прибытия наряда полиции, необходимо принять возможные меры по скрытой фото-видео фиксации действий подозреваемого. По прибытии наряда полиции дежурный администратор должен, объяснив ситуацию, сопроводить их к месту предполагаемого нарушения.

 б) сотрудник охраны, подойдя к подозреваемому, вежливо, но настойчиво должен сообщить ему, что любая видеозапись фильма либо его части в кинотеатре строго запрещена; попросить его выключить видеокамеру и проследовать за ним к дежурному администратору кинотеатра. Дежурный администратор в присутствии старшего смены службы безопасности должен вежливо попросить показать ему видеокамеру и, в случае обнаружения незаконной записи фильма, потребовать ее незамедлительного удаления. В случае отказа выполнения данных действий со стороны подозреваемого, необходимо вызвать полицию.

Данные действия рекомендуется проводить в специальном помещении кинотеатра, оборудованном скрытой видеосъемкой. В дальнейшем полученная видеозапись поможет защитить сотрудников кинотеатра от возможных жалоб со стороны подозреваемого лица. В случае подтверждения факта незаконной записи фильма, необходимо изготовить фотографии «пирата» и предполагаемых сообщников с целью последующего размещения фотографий в помещениях билетных касс кинотеатра или сети кинотеатров. При продаже билетов кассиры по имеющимся фотографиям могут опознать данных людей и сообщить об этом руководству кинотеатра и сотрудникам службы безопасности. При опознании лица, подозреваемого в «пиратстве», необходимо выделить отдельного сотрудника охраны, который должен вести за ним скрытое непрерывное наблюдение.

Устройства видео наблюдения

 Бинокли ночного видения. Использование биноклей ночного видения значительно повышает возможность своевременного обнаружения незаконной видеосъемки в кинотеатрах. Из плюсов можно отметить их удобство и простоту в использовании, эффективность и низкую стоимость. Рекомендуется обеспечить биноклями всех сотрудников охраны, задействованных в проведении «антипиратских» мероприятий. Лучше если за каждым сотрудником будет закреплен отдельный бинокль. Привыкая к особенностям и настройкам бинокля, охранник использует его наиболее эффективно, следит за уровнем зарядки аккумуляторов, и несет за него персональную материальную ответственность. Основным свойством бинокля ночного видения является возможность наблюдения в темноте за зрителями и их действиями. При этом главное его достоинство заключается в точном выявлении всех стеклянных предметов, излучающих хотя бы слабый свет, в том числе объективы видеокамер, фотоаппаратов и телефонов. (Фото 1, 2)

Вид-освещение

                                                                                              Фото 1

Вид-в-темноте

                                                                                              Фото 2

Как уже говорилось ранее, необходимо иметь в наличии обычные низкократные бинокли (типа театральные). Использовать такие бинокли необходимо поочередно с биноклями ночного видения в период демонстрации светлых фрагментов фильма. Некоторые жанры кино полностью снимаются в светлых и ярких тонах, обычно это детское кино, мультфильмы, комедии. В таких случаях именно обычные низкократные бинокли являются наиболее эффективными.

 Как правило, все сетевые кинотеатры оснащены современными комплексами видеонаблюдения. Такие комплексы позволяют в необходимых помещениях кинотеатра централизованно осуществлять круглосуточное онлайн видеонаблюдение, вести скрытую видеозапись и хранить ее длительное время. Кроме того, такие видеокамеры также, как и бинокли ночного видения, позволяют эффективно выявлять в темноте включенные записывающие устройства по светящимся объективам. 

Видеокамеры рекомендуется устанавливать в кинозалах таким образом, чтобы в них не оставалось так называемых «слепых» зон, не попадающих в область видеонаблюдения. Все видеозаписи необходимо хранить не менее 6 месяцев.

 Разрешение конфликтных ситуаций

 В процессе проведения «антипиратских» мероприятий может произойти следующая, чаще всего случающаяся, внештатная ситуации. Зритель, обнаруживший, что за ним во время киносеанса сотрудник охраны ведет наблюдение с применением бинокля ночного видения, может потребовать его прекращения. Не всем и не всегда нравятся подобные действия, проводимые сотрудниками охраны в кинотеатрах, при этом мотивации зрителей могут быть самыми различными, а выяснения обстоятельств перерасти в серьезный конфликт между зрителем и кинотеатром.

Обычно такие конфликтные ситуации происходят из-за неосведомленности зрителей о предназначении подобных наблюдений. Поэтому очень важно перед началом показа фильма предупреждать их о проведении в кинотеатре «антипиратских» мероприятий, смысл которых заключается в выявлении «видеопиратов». Своевременно информировать зрителей, как говорилось выше, рекомендуется с использованием «антипиратских» аудио-видео роликов. При этом можно привлечь и зрителей к участию в «антипиратских» мероприятиях, пообещав, что в случае сообщения сотрудникам охраны о подозрительных лицах, они получат контрмарку на следующий фильм и т.д.

 В случае возникновения подобных конфликтов, участвовать в их разрешении должен дежурный администратор кинотеатра совместно со страшим смены службы безопасности.

 Кроме того, сотрудникам администрации кинотеатров не стоит забывать о действующих правилах , определяющих порядок киновидеообслуживания населения и регулирующих отношения между кинотеатрами, оказывающими услуги по киновидеообслуживанию, и потребителями данных услуг, зрителями. В частности в пункте 25 настоящих правил сказано, что администрация киновидеозрелищного предприятия вправе не допустить зрителя на просмотр или удалить из зала, в случае нарушения зрителем общественного порядка и причинения вреда имуществу киновидеозрелищного предприятия. При этом согласно пункту 27, зритель несет имущественную ответственность за причиненный по его вине ущерб киновидеозрелищному предприятию в порядке, предусмотренном законодательством.

Комментируя приведенные пункты, важное значение стоит уделять толкованию соответствующих нарушений. Под имуществом здесь стоит понимать транслируемое в кинотеатре аудиовизуальное произведение, а под ущербом его незаконную запись во время трансляции.

 Отдельно стоит упомянуть о так называемой «записи для себя». Часто, при задержании лиц, осуществляющих видеозапись в кинотеатрах, приходится слышать, что данная запись предназначена исключительно для личных целей. Бытует мнение, в том числе и у некоторых сотрудников правоохранительных органов, приезжающих по вызову в кинотеатр, что такая видеозапись законна, так как не связана с ее дальнейшим коммерческим использованием. Однако, согласно пункту 5 статьи 1273 ГК РФ запрещается осуществлять видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Проще говоря, любая запись фильма в кинотеатре запрещена!

То же касается и любителей сделать фото изображения на экране кинотеатра или записать на мобильный телефон небольшой эпизод фильма. Согласно пункту 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения. Иными словами, нельзя ни фотографировать ни записывать пусть даже короткие фрагменты демонстрируемого фильма.

 Обращение в полицию

 Не редки случаи, когда во время вероятной видеосъемки фильма сотрудники администрации кинотеатра не вызывают наряд полиции из-за страха быть привлеченными к уголовной ответственности за ложный вызов. Данные правоотношения регулируются ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». Однако преступление, предусмотренное данной статьей, может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции нормы на заведомость ложного доноса о преступлении. Иными словами, для привлечения к уголовной ответственности сотрудник администрации кинотеатра должен умышленно сообщить в полицию заведомо ложные сведения, имея целью ввести сотрудников полиции в заблуждение.

Помните, что право на обращение в полицию граждан и юридических лиц закреплено Конституцией Российской Федерации и регулируется различными нормами закона.

В случае выявления факта незаконной записи, а также по иным вопросам, возникающим в ходе проведения в кинотеатрах «антипиратских» мероприятий, просьба связаться со мной по телефону +7 (985) 973-98-48, почта abram-ov@bk.ru

Данные рекомендации являются простыми и эффективными. Добросовестное выполнение каждым сотрудником своих обязанностей позволит предотвратить незаконное копирование фильмов в кинотеатре.